3.1 Обоснование идеи инициативы (сформулируйте основную идею инициативы, опишите кратко причины и факты, создающие предпосылки для реализации инициативы на вашей территории, перечислите существующие потребности в ожидаемых результатах, приведите количественную и качественную информацию)
|
Инициатива направлена на сохранение уникального республиканского ландшафтного заказника «Бабиновичский», лесного массива на площади 10 тысяч 276 гектар, предотвращение гибели редких и исчезающих видов растений и животных, занесённых в красную книгу Республики Беларусь. Критическая ситуация, проблема сложилась ввиду негативного влияния оказываемого двумя основными факторами: нашествием жука короеда, гибели части древостоя и негативного воздействия населения, проживающего в районе заказника.
Республиканский Ландшафтный заказник «Бабиновичский создан в 1998 году на площади 10276,1 гектар в Лиозненском районе Витебской области в целях сохранения природного ландшафтного комплекса с популяциями редких и исчезающих видов растений и животных, занесённых в Красную Книгу Республики Беларусь. Всего 11 редких, исчезающих животных и птиц, и 11 видов редких и исчезающих растений занесённых в Красную Книгу Республики Беларусь обитают и произрастают на территории заказника. Это животные, птицы: медведь бурый, рысь обыкновенная, крошнеп большой, филин, сыч домовой, сова болотная, чёрный аист, большой улит, орёл-змееяд, выпь большая, сплюшка. И растения: борец шерстистоустый, лук медвежий (черемша), колокольчик широколистый, осока корневищная, горечавка крестообразная, баранец обыкновенный, линнея северная, лунник оживающий, ятрышник мужской, тайник яйцевидный, шпажник черепитчатый.
Сегодня происходит массовое короедное усыхание насаждений в республиканском ландшафтном заказнике «Бабиновичский». Формирование очагов стволовых вредителей, с доминированием вершинного короеда, с сопровождением гибели части древостоя сосновых насаждений неуклонно нарастает. При обследовании выявлены факты повреждения сосны стволовыми вредителями на площади около 3000 гектар. Характер повреждений единичный и групповой. На 01.10.2018 года в усыхающих сосновых насаждениях, повреждённых стволовыми вредителями, санитарно-оздоровительными мероприятиями пройдено 538 гектар леса и вырублено 3,33тысячи м3 древесины.
Необходимо разработать комплекс защитных мер и мероприятий для сохранения уникальных природных биотопов заказника. Локализовать очаги заражённых деревьев в ранней стадии, предотвратить распространения жука на иные участки.
В агрогородке Добромысли проживает 1054 человека, в агрогородке Бабиновичи 574, в рядом расположенных населённых пунктах около 1100 человек. Непосредственно к населённым пунктам примыкают лесные насаждения. Жители выбрасывают мусор, использованную пластиковую и стеклянную тару, полиэтиленовые пакеты. Поэтому у границ населённых пунктов территория леса захламлена несанкционированными свалками. Отходы загрязняют почву, способствуют гибели растительности и животных. При сжигании мусора в атмосферу выделяется тысячи килограмм вредных веществ.
Жизнь местного сообщества, уклад жизни неразрывно связаны с окружающей природой заказника, потреблением его благ и ресурсов, как то ягоды, грибы, лекарственные растения. Для жителей это дополнительный источник дохода и пополнения бюджета. Предоставления туристических услуг субъектами малого бизнеса, индивидуальными предпринимателями, ремесленниками, предприятиями лесного хозяйства: около 1000 -1200 туристов и отдыхающих, в том числе 500-600 из стран Евросоюза. Только за год данный заказник обеспечивает продукцию на экспорт в страны Евросоюза, внутреннего потребления до 50 000 килограмм ягод: клюква, брусника, черника, малина, земляника; 10 тысяч килограмм грибов: лисичка, боровик и т.д.; до 50 000 литров берёзового сока; сотни килограмм лекарственных трав.
Если рассмотреть количественные характеристики экологических услуг в неденежном выражении (в денежном у нас пока не рассчитаны), то за 1 год 1 Га сосняка выделяет кислорода – 10,9 тонны, поглощает углекислого газа из атмосферы 14 тонн. К тому же установлено, что 1 Га сосновых насаждений задерживает за год 35 тонн пыли, сажи и копоти. Если в среднем за 1 день дерево средней величины производит столько кислорода, сколько хватает для дыхания 3-х человек, то всеми деревьями в заказнике производится масса кислорода необходимого для дыхания миллиона людей.
Если в среднем за год вырубается 200 Га насаждений, то суммарно экология и населения земли через 50 лет потеряют блага равные:
- поступлению в атмосферу 109 000 тонн кислорода ежегодно;
- потреблению из атмосферы 140 000 тонн углекислого газа ежегодно;
- задержке 350 000 тонн пыли и сажи.
А в период с 2019 по 2070 годы показатели данных потерь будут составлять миллионы тонн, что хватило бы для экологического потребления и экологической составляющей экономики нескольких европейских государств.
Таким образом, сохранение заказника, реализация инициативы в данном направлении позволит улучшить деятельность местного сообщества по сохранению природы, мониторингу окружающей среды, воздуха. Создаст условия для сохранения благ для потребления общеевропейским сообществом на сотни, а возможно и миллионы евро.
Население, руководители предприятий, местные органы власти озабочены решением проблемы, поддерживают инициативу и ожидают, что по мере её реализации будут удовлетворены следующие потребности:
- сохранение уникальной природной территории «Бабиновичского» заказника, его обитателей, в том числе 11 животных, птиц и 11 растений занесённых в Красную Книгу Республики Беларусь;
- снижение распространения короеда, повреждений деревьев, вырубки лесов. Сохранения экологических благ регенерации воздуха, природных ресурсов, уклада жизни и дополнительного дохода, создания условий для экологического обучения и туризма;
- исключение фактов гибели и исчезновения животных и растительности;
- убрать имеющееся загрязнение бытовыми отходами на границах населённых пунктов с лесными насаждениями, сформировать у детей и населения (обучение) навыки и стимулы по утилизации отходов на контейнерные площадки с раздельной системой сбора и возможностью переработки;
- привлечь проживающих на территории района граждан к решению вопросов экологической и социальной безопасности региона.
Важным направлением деятельности проекта и Белорусского Общества Красного Креста является организация мероприятий по повышению уровня здоровья населения, а этот элемент непосредственно связан с экологической обстановкой, в частности с чистотой атмосферного воздуха, воды, почвы и состояния лесов.
|
3.2 Задачи инициативы в рамках тематических направлений, указанных в п. 6 и 7
Положения о конкурсе
|
Создание практико-ориентированного обучающего экологического центра в агрогородке Добромысли для сохранения уникального «Бабиновичского» заказника.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи.
Задача 1. Создать последовательную интегрированную в ежедневную деятельность систему обучения воспитанников детского сада, учащихся школы, жителей экологическому воспитанию, эффективной утилизации отходов.
1.1 На базе учреждения образования «Добромыслинский ясли-сад «Ялинка» Лиозненского района» (партнёр) создать 3 детских информационно-игровых обучающих мини-площадки с элементами и формами животных, растений, иных составляющих, которые будут нести визуальную и понятную для детей 2-6 лет информацию о бережном отношении к природе, дружбе с нею и помощи, недопустимости загрязнения отходами. В том числе оборудовать маленькие контейнеры для раздельного сбора мусора (аналогичные действующим) для практических занятий воспитателей с детьми по удалению отходов. В детском саду в группах оборудуются тематические информационно-игровые уголки, стенды и плакаты.
Это позволит создать первый этап экологического образования, обучить более 200 детей дошкольного возраста основам экологической безопасности, взаимодействию с природой и окружающим лесом, заложить у них в сознании принципы эффективной утилизации отходов с практическими навыками. В учреждении создастся кружок по «экологическому воспитанию», будет дополнительно создано рабочее место руководителя кружка.
1.2 На базе учреждения образования «Добромыслинская средняя школа Лиозненского района» создаётся «экологический класс». Оснащается отдельный кабинет, который оборудуется тематическими плакатами и стендами с информацией экологической направленности, приобретается экипировка (форма). В процессе обучения примут участие представители Лиозненской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды (предупреждение нарушений законодательства, создание системы общественного мониторинга нарушений, утилизации отходов, загрязнения воздуха), Лиозненского лесхоза (непосредственно проведение комплекса практических занятий и мероприятий в лесном фонде заказника по созданию ловушек для короедов, ограждению муравейников, обозначения мест произрастания редких растений, очистка лесных насаждений от мусора и т.д.), районного отдела по чрезвычайным ситуациям (предупреждение пожаров в лесном фонде, меры по их раннему обнаружению и ликвидации). Учащиеся класса будут самостоятельно проводить исследования по замеру состава воздуха его загрязнённости с помощью специального оборудования. В школе будет оснащена студия для создания видеороликов, мини-фильмов детьми на экологическую тематику. Которые будут размещаться на сайте учреждения для широкого доступа.
Это позволит создать второй этап экологического образования, обучить более 500 детей школьного возраста основам экологической безопасности, эффективной утилизации отходов с практическими навыками, широко распространить практики экологического мониторинга вредных веществ в атмосферном воздухе. В учреждении создастся кружок по «экологическому воспитанию», будет дополнительно создано рабочее место руководителя кружка.
1.3. Создать экологическую тропу с информационно-обучающими
элементами.
В непосредственной близости от учреждения образования «Добромыслинский ясли сад «Ялинка» Лиозненского района» и учреждения образования «Добромыслинская средняя школа Лиозненского района» (смежные участки на расстоянии 100 метров) создать экологическую тропу с обозначением видов растений, установкой форм и информационно-обучающих элементов экологической направленности, длинною до нескольких километров.
Это будет способствовать развитию эколого-туристической инфраструктуры в регионе. В купе с наличием аг. Добромысли и аг. Бабиновичи, н.п. Старь, н.п. Пушки государственных и частных пансионатов, домов отдыха, гостевых усадеб, домиков отдыха ГЛХУ «Лиозненский лесхоз» будет способствовать развитию туристической сферы в регионе и посещаемости гостями и отдыхающими, финансовому развитию. Позволит 700 детям дошкольного и школьного возраста, и более 2500 человек взрослого населения изучать на практике биоразнообразие флоры и фауны заказника, как во время уроков, пеших самостоятельных прогулок, прогулок на велосипедах, лыжах в свободное время. Прийти к пониманию защиты природного достояния, его великолепия и недопустимости загрязнения окружающей среды заказника бытовыми и производственными отходами.
Таким образом, данная задача соответствует таким приоритетным
направлениям направлением как:
- развитие экологического образования;
- реализация практических мероприятий, улучшающих качество окружающей среды;
- управление отходами;
- экологический туризм.
А так же решает задачи п.6 Положения: расширяет практику ведения экологически устойчивой деятельности и повышает потенциал организаций, занимающихся мониторинга качества воздуха и экологического образования.
Задача 2. Реализовать комплекс защитных мер и мероприятий для сохранения лесных насаждений заказника, уборки бытового мусора, сохранения уникальных природных биотопов заказника, минимизации распространения короеда.
2.1. Убрать лесной массив заказника от бытового мусора. Создать систему мониторинга по выявлению несанкционированных свалок, их сжигания, нарушения природоохранного законодательства. Мониторинг качества атмосферного воздуха.
Учащиеся профильного экологического класса еженедельно будут осуществлять рейдовые мероприятия и мониторинги с целью оперативного выявления нарушения природоохранного законодательства и информирования специалистов районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. С помощью специальных приборов ученики будут проводить практические замеры качества воздуха в различных участках заказника и рядом расположенных населённых пунктах, информировать о результатах, динамике наблюдений. ГЛХУ «Лиозненский лесхоз» совместно с учащимися учреждения образования, организациями-партнёрами и жителями населённых пунктов аг. Добромысли, Бабиновичи систематически будут проводится акции по уборке лесного массива примыкающего к населённым пунктам.
В результате чего будет задействовано в удалении отходов более 700 человек, убрано 1000 гектаров лесных насаждений, предотвращено уничтожение растений и животных заказника на данной территории, сохранены места для сбора ягод и грибов, лекарственных растений, огорожено 150 муравейников, предотвращено сжигание мусора и выброс в атмосферу более 1000 кг. вредных веществ. В результате сохранения лесных насаждений будет обеспечено поступление в атмосферу 10900 тонн кислорода, поглощено 142000 тонн углекислого газа.
Данная задача соответствует таким приоритетны направлениям направлением как:
-сохранение биологического разнообразия и устойчивое использование биологических ресурсов и земель;
- управление отходами;
- развитие экологического образования.
- экологический туризм;
- улучшение качества атмосферного воздуха;
- рациональное использование природных ресурсов и реализация практических мероприятий, улучшающих качество окружающей среды.
2.2. Реализовать комплекс защитных мер и мероприятий для сохранения уникальных природных биотопов заказника, минимизации распространения короеда сохранению лесных насаждений.
Под руководством специалистов ГЛХУ «Лиозненский лесхоз» учащимися экологического класса для проведения мониторинга и своевременного определения возможности заражения деревьев будет установлено 500 ловушек для жука короеда. Для проведения дальнейшего систематического мониторинга в местах установки будет использован велотранспорт.
Волонтёрами и представителями организаций партнёров, жителями будут смонтированы дополнительно 50 ловушек для установки в местах возможного заражения древостоя. Под руководством специалистов лесного хозяйства проведены иные предупредительные и профилактические мероприятия.
В результате чего будет задействовано в данной работе более 100 человек, установлено 550 ловушек для защиты лесного массива. Это позволит, в купе с иными мерами, уменьшить в последующие 1-3 года на 30-50% количество заражённого короедом лесного массива, сдержать и уменьшить пиковые значения распространения, прогнозируемые на 2019-2020 годы, оздоровить лес. Тем самым предотвратить уничтожение растений и животных заказника на данной территории, сохранить места для сбора ягод и грибов, лекарственных растений, В результате сохранения лесных насаждений будет обеспечено поступление в атмосферу сотен тысяч тонн кислорода, поглощено миллионы тонн углекислого газа.
Данная задача соответствует таким приоритетны направлениям направлением как:
-сохранение биологического разнообразия и устойчивое использование биологических ресурсов и земель;
- развитие экологического образования.
- улучшение качества атмосферного воздуха;
- рациональное использование природных ресурсов и реализация практических мероприятий, улучшающих качество окружающей среды.
А так же решает задачи п.6 Положения: расширяет практику ведения экологически устойчивой деятельности и повышает потенциал организаций, занимающихся мониторинга качества воздуха и экологического образования.
|
3.3 Территория реализации инициативы (укажите населенные пункты (с обозначением района), где будет реализована местная инициатива)
|
Данная инициатива планируется к реализации на территории Добромыслинского и Бабиновичского сельских Советов Лиозненского района (расположение «Бабиновичского» заказника), с задействованием объектов для создания практико-ориентированного обучающего экологического центра в агрогородке Добромысли
|
3.4 Роль организаций-партнеров в реализации инициативы (опишите максимально конкретно, какую роль в реализации инициативы будут играть партнеры)
|
- Лиозненский районный исполнительный комитет :
– принятие решений по реализации инициативы, с обозначением перечня необходимых работ, сроками исполнения, исполнителями, контроль;
- дополнительное софинансирование мероприятий;
- инициирование разъяснительной работы в СМИ о развитии экологического образования в районе, недопущения загрязнения отходами лесных массивов, их эффективной утилизации;
- поощрение граждан, волонтёров принимающих активное участие в реализации инициативы;
-ежегодное включение вопросов о эффективном управлении окружающей средой, вовлечении общественности в реализацию мероприятий направленных на улучшение качества окружающей среды, мониторинге экологических рисков, обмене информацией о результатах мониторинга (в том числе воздуха) в решение «О демографичекой безопасность», заслушивание ответственных должностных лиц о реализации инициативы;
- привлечение общественности, организаций к реализации мероприятий в рамках инициативы, проведение субботников силами района для оказания помощи организациям-партнёрам в выполнении отдельных задач.
Лиозненский РОЧС:
- обучение учащихся профильного экологического класса, жителей вопросам безопасного поведения в лесах и на торфяниках, недопустимости создания пожароопасной обстановки, действиям в случае обнаружения пожаров в экосистемах;
-заку - - монтаж спортивных, обучающих и игровых форм на игровых информационно-обучающих площадка Добромыслинского ясли-сада, агитационных материалов.
- помощь в создании экологической тропы, устройстве информационных элементов;
- поощрение учащихся школы, волонтёров и граждан, проявивших себя в деятельности по предупреждению и профилактике возгораний в экосистемах ;
- предоставление автотранспорта для доставки закупленного оборудования, волонтёров к месту проведения акций и мероприятий инициативы;
-
ГЛХУ «Лиозненский лесхоз»:
- обучение учащихся профильного экологического класса, жителей вопросам поведения в лесах и на торфяниках, защите экосистем, знаниям о растительном и животном мире «Бабиновичского» заказника, изучение с детьми редких и занесённых в Красную Книгу Беларуси растений и животных. Практическое руководство работами с учащимися по ограждению муравейников, обозначению мест произрастания редких видов растений и т.д., осуществление учебного процесса;
- консультация по приобретению информационно-обучающего оборудования, приборов для работы, феромоновых ловушек для отлова короеда;
- координация работы практико-ориентированного обучающего экологического центра;
- инициирование принятия пункта об экологической безопасности в ежегодном решении райисполкома о «Демографической безопасности»;
- организация профилактической работы с населением, участие в акциях;
- поощрение учащихся, граждан, волонтёров, проявивших себя в работе по реализации инициативы, уборке лесных насаждений от мусора, мониторинге, профилактике правонарушений в экологической сфере, позиционирование работы в СМИ;
-заку - - монтаж спортивных, обучающих и игровых форм на игровых информационно-обучающих площадок Добромыслинского ясли-сада, агитационных материалов.
- помощь в определении маршрута экологической тропы, её обустройстве, оборудовании информационных элементов;
- предоставление автотранспорта для доставки закупленного оборудования, волонтёров к месту проведения акций и мероприятий инициативы, к местам установки ловушек в лесах, разъяснения порядка работы;
- контроль и оказание помощи в проведении мониторинга учащимися экологического класса эффективности использования феромоновых ловушек;
- организация мероприятий, в рамках инициативы, по уборке лесного массива заказника от мусора, его вывоз;
- организация мероприятий в рамках инициативы по посадке саженцев деревьев в заказнике, практическим навыкам по уходу за ними;
- дополнительное финансирование мероприятий.
Добромыслинский сельский исполнительный комитет:
– принятие решений, по реализации инициативы, привлечение к работе актива граждан их поощрению;
- помощь в установке, обслуживании, обеспечении сохранности игровых форм и оборудования;
- дополнительное финансирование мероприятий;
- участие в мероприятиях.
- организация мероприятий, в рамках инициативы, по уборке лесного массива заказника от мусора, его вывоз;
- дополнительное финансирование мероприятий.
Лиозненская РО ОО «БРСМ»
- работа с молодёжью, задействованию волонтёрского движения, развитию инициативы, их поощрение;
- привлечение волонтёров к мероприятиям по уборке леса от мусора, созданию экологической тропы;
- обустройство площадок в Добромыслинского ясли-сада,
- дополнительное финансирование мероприятий.
Государственное учреждение образования «Добромыслинская средняя школа Лиозненского района»
- обучение учащихся профильного экологического класса вопросам поведения в лесах и на торфяниках, защите экосистем, знаниям о растительном и животном мире «Бабиновичского» заказника, изучение с детьми редких и занесённых в Красную Книгу Беларуси растений и животных, разработка и осуществление учебного процесса;
- консультация по приобретению оборудования, приборов для работы и замера, проведения лабораторного контроля;
- участие в координации работы практико-ориентированного обучающего экологического центра;
- организация профилактической работы с детьми, участие в акциях;
- поощрение учащихся, проявивших себя в работе по реализации инициативы, уборке лесных насаждений от мусора, мониторинге, профилактике правонарушений в экологической сфере, позиционирование работы в СМИ;
-заку - помощь в определении маршрута экологической тропы, её обустройстве, оборудовании информационных элементов;
- предоставление автотранспорта (автобус) для доставки закупленного оборудования, волонтёров к месту проведения акций и мероприятий инициативы, к местам установки ловушек в лесах;
- организация мероприятий, в рамках инициативы, по уборке лесного массива заказника от мусора, его вывоз (трактор);
- организация мероприятий в рамках инициативы по посадке саженцев деревьев в заказнике, практическим навыкам по уходу за ними;
- организация студии и её работа по съёмке и монтажу видеороликов экологической направленности, работе по реализации инициативы.
-размещение информации о реализации инициативы, видеороликов на сайте школы для широкого доступа общественности;
- выделяет отдельный кабинет для организации экологического класса;
-оборудование кабинета экологического класса тематическими плакатами и стендами с информацией экологической направленности;
- создание дополнительного рабочего места для обеспечения работы экологического класса и преподавательской деятельности, кружковой работы;
- дополнительное финансирование мероприятий.
Государственное учреждение образования «Добромыслинский ясли-сад «Ялинка» Лиозненского района»
- консультация по приобретению информационно-обучающих игровых элементов для детских площадок на территории сада;
- размещение и установка информационно-обучающих площадок на территории сада;
- нанесение информационных рисунков о природе, её защите внутри беседок;
- обучение воспитанников детского сада вопросам поведения в лесах, защите экосистем, знаниям о растительном и животном мире «Бабиновичского» заказника, изучение с детьми редких и занесённых в Красную Книгу Беларуси растений и животных, разработка и осуществление обучающего процесса;
- создание дополнительного рабочего места для обеспечения работы обучающей деятельности, кружковой работы;
- участие в координации работы практико-ориентированного обучающего экологического центра;
- организация профилактической работы с детьми, участие в акциях;
- поощрение работников, проявивших себя в работе по реализации инициативы, уборке лесных насаждений от мусора, мониторинге, профилактике правонарушений в экологической сфере, позиционирование работы в СМИ;
-заку - помощь в определении маршрута экологической тропы, её обустройстве, оборудовании информационных элементов;
- участие в мероприятиях работников, в рамках инициативы, по уборке лесного массива заказника от мусора;
- участие в мероприятиях в рамках инициативы по посадке саженцев деревьев в заказнике;
- организация мини-студии и её работа по съёмке и монтажу видеороликов экологической направленности с воспитанниками сада;
- создание и реализация театрализованных представлений для детей по экологической тематике, их постановка и показ на родительских собраниях и праздниках;
-размещение информации о реализации инициативы, видеороликов на сайте сада для широкого доступа общественности;
-оборудование игровых групп тематическими формами и информационными материалами экологической направленности;
- дополнительное финансирование мероприятий.
Лиозненская районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды
- участие в координации работы практико-ориентированного обучающего экологического центра;
- организация профилактической работы с детьми, мониторингов лесного массива по установлению фактов нарушения природоохранного законодательства, участие в акциях;
- поощрение учащихся, проявивших себя в работе по реализации инициативы, уборке лесных насаждений от мусора, мониторинге, профилактике правонарушений в экологической сфере, позиционирование работы в СМИ;
-заку - помощь в определении маршрута экологической тропы, её обустройстве, оборудовании информационных элементов;
|
3.5 Деятельность по реализации инициативы
|
Перечень действий /
мероприятий
|
Сроки реализации
|
Ожидаемые результаты (количественные и качественные показатели)
|
Ответственный за реализацию (организация-заявитель/ партнер)
|
|
Задача № 1: Создать последовательную интегрированную в ежедневную деятельность систему обучения воспитанников детского сада, учащихся школы, жителей экологическому воспитанию, эффективной утилизации отходов.
|
«1-16 й месяцы (март 2019 – июнь 2020 года)
|
Создана система обучения воспитанников детского сада, учащихся школы, жителей экологическому воспитанию, эффективной утилизации отходов.
|
Витебская областная организация Белорусского Общества Красного Креста
|
|
Мероприятие 1.1.
Определение на территории детского сада
не менее 3 площадок для оборудования информационно-обучающими игровыми формами
|
«1й месяц» (март 2019 года)
|
Определены не менее 3 площадок для оборудования информационно- обучающими комплексами
|
Витебская областная организация Белорусского Общества Красного Креста
- организация-заявитель
Государственное учреждение образования «Добромыслинский ясли-сад «Ялинка» Лиозненского района» - «Партнер 2»
|
|
Мероприятие 1.2
Определение информационно-обучающих игровых элементов, необходимых для комплектования площадок
|
«1 й месяц» (март 2019 года)
|
Определены информационно-обучающие игровые элементы, необходимые для комплектования площадок
|
«Партнер 2»
|
|
Мероприятие 1.3
Закупка и установка информационно-обучающих игровых элементов на площадках
|
«2 -3 й месяц» (апрель –май 2019 года)
|
Закуплены и установлены информационно-обучающие игровые элементы на площадках
|
Организация- заявитель,
«Партнер 2».
|
|
Мероприятие 1.4
Проведено благоустройство площадок и территории
|
«4 -7 й месяц» (июнь –сентябрь 2019 года)
|
Проведено благоустройство территории, площадок. Окультурено ограждение, асфальтное покрытие, игровые беседки
|
«Партнер 8».
|
|
Мероприятие 1.5
Закупка информационных плакатов, элементов, размещение их в игровых группах сада
|
«4 -7 й месяц» (июнь –сентябрь 2019 года)
|
Закуплены информационные плакаты, элементы, размещены в игровых группах сада
|
Организация- заявитель,
«Партнер 2».
|
|
Мероприятие 1.6
Нанесение на ограждающие конструкции игровых площадок информационно-обучающих рисунков
|
«6-7- й месяц» (август-сентябрь 2019 года)
|
Нанесены на ограждающие конструкции игровых площадок информационно-обучающие рисунки
|
«Партнер 2».
|
|
Мероприятие 1.7
Выделение отдельного помещения в школе для размещения экологического класса
|
«6 й месяц» (август 2019 года)
|
Выделено отдельное помещение в школе для размещения экологического класса
|
«Партнер 1».
|
|
Мероприятие 1.8
Закупка информационно-обучающих плакатов и элементов для оборудования класса
|
«6 й месяц» (август 2019 года)
|
Закуплены информационно-обучающие плакаты и элементы, размещены в экологическом классе
|
Организация заявитель.
«Партнер 1».
|
|
Мероприятие 1.7
Закуплено оборудование для проведения мониторинга воздуха, проведения исследования, обучения экологического класса,
передвижения,
отличительная форма
|
«7 й месяц» (сентябрь 2019 года)
|
Закуплены:
4 прибора контроля (анализа) воздуха,
4 дозиметрических прибора контроля,
4 микроскопа,
4 ранцевых опрыскивателя,
4 комплекта защитного обмундирования спасателя,
2 мотопомпы,
6 пожарных рукавов,
20 велосипедов,
50 комплектов отличительной формы
|
Организация заявитель.
«Партнер 1».
«Партнер 3».
«Партнер 6».
|
|
Мероприятие 1.9
Закуплено оборудования для работы экологической фото-видео студии,
презентации работ, профилактической работы с населением.
|
«8 й месяц» (октябрь 2019 года)
|
6 фотоаппаратов с высоким разрешением и возможностью видеосъёмки,
2 видеокамеры,
3 проектора с видеоустановками,
3 ноутбука с характеристиками для обработки видеоданных и работы с проекторами, видеоустановками
|
Организация заявитель.
«Партнер 1».
|
|
Мероприятие 1.10
Определение маршрута экологической тропы, участков для размещения информационного оборудования и материалов
|
«8-9 й месяц» (октябрь-ноябрь 2019 года)
|
Определён маршрут экологической тропы
|
«Партнер 3».
«Партнер 4».
|
|
Мероприятие 1.11
Изготовление элементов и малых архитектурных форм для размещения на экологической тропе
|
«10-12 й месяц» (декабрь 2019 февраль 2020 года)
|
Изготовлены для установки элементы и малые архитектурные формы экологической тропы
|
«Партнер 3».
«Партнер 4».
|
|
Мероприятие 1.12
Приобретение билбордов
и растяжек с обучающей информацией
|
«13 -14 месяц» (март-апрель 2020 года)
|
Приобретено 6 билбордов
и 6 растяжек с обучающей информацией
|
Организация-заявитель
«Партнер 3».
«Партнер 4».
|
|
Мероприятие 1.13
Установка 6 билбордов
и 6 растяжек
|
«14 месяц» (май 2020 года)
|
Установлены 6 билбордов
и 6 растяжек
|
Организация-заявитель
«Партнер 3».
|
|
Мероприятие 1.14
Обустройство и работы по планировке экологической тропы
|
«14 -16 месяц» (апрель-июнь2020 года)
|
Обустроена экологическая тропа, проведены работы по планировке
|
Организация-заявитель
«Партнер 3».
«Партнер 8».
«Партнер 5».
«Партнер 7».
|
|
Задача № 2: Реализация комплекса защитных мер и мероприятий для сохранения лесных насаждений заказника, уборки бытового мусора, сохранения уникальных природных биотопов, минимизации распространения короеда.
|
«2-16 й месяцы (март 2019 – июнь 2020 года)
|
Реализован комплекс защитных мер и мероприятий для сохранения лесных насаждений заказника, уборки бытового мусора, сохранения уникальных природных биотопов, минимизации распространения короеда.
|
Витебская областная организация Белорусского Общества Красного Креста
|
|
Мероприятие2.1
Экологический мониторинг, определение участков леса «Бабиновичского» заказника требующих очистки от мусора
|
«2-3 месяц» (апрель-май 2019 года)
|
Проведён экологический мониторинг, определены участки леса, требующие уборки. Разработан детальный план реализации мероприятия с конкретным временем реализации.
|
«Партнер 3».
«Партнер 4».
|
|
Мероприятие 2.2
Закупка феромоновых ловушек для жука короеда и феромонов
|
«4 месяц» (июнь 2019 года)
|
Закуплено 500 феромоновых ловушек и ферамонов
|
Организация-заявитель
«Партнер 3».
«Партнер 4».
|
|
Мероприятие 2.3
Проведение уборки лесного массива согласно разработанного детального плана
|
«5 -8, месяц» (июль-октябрь 2019 года), 13-16 (март-июнь 2020 года)
|
Проведена очистка лесного массива «Бабиновичского» заказника от мусора на площадях согласно Плана
|
«Партнер 3».
«Партнер 4».
«Партнёр 1»
«Партнёр 5»
|
|
Мероприятие 2.4
Установка феромоновых ловушек для жука короеда в лесном массиве заказника
|
«7-8 месяц» (сентябрь-октябрь 2019 года)
|
Установлено 500 феромоновых ловушек в лесном массиве заказника
|
«Партнер 3». «Партнёр 1»
«Партнёр 5»
|
|
Мероприятие 2.5
Проведение мониторинга на участках установки феромоновых ловушек, анализ, определение мер нейтрализации заражённых участков
|
«7-8 месяц» (сентябрь-октябрь 2019 года)
|
Проведён мониторинг на участках установки феромоновых ловушек, проведён анализ, определены меры по нейтрализации заражённых участков
|
«Партнер 3». «Партнёр 1»
«Партнёр 5»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.6 Социальный, экологический и экономический (в перспективе) эффекты от реализацииинициативы
|
От создания Создание практико-ориентированного обучающего экологического центра в агрогородке Добромысли для сохранения уникального «Бабиновичского» предполагается:
3.6.1 Экологический эффект.
В период реализации инициативы:
- установить более 500 феромоновых ловушек, провести мониторинг и выявить очаги леса, заражённые короедом, принять меры к пресечению распространения насекомых. Постоянно проводить анализ и обеспечить эффективное влияние на складывающуюся обстановку;
- убрать территорию лесных насаждений от выброшенного мусора;
- не допустить дальнейшего захламления лесных угодий;
- не допустить загрязнения атмосферы воздуха ввиду дымовыделения от сжигания отходов на несанкционированных свалках 1000-ми килограммов вредных веществ;
- будет способствовать восстановлению популяции диких животных и редких видов растений,
- будет способствовать постоянной регенерации кислорода воздуха.
- создать систему экологического обучения и раздельного сбора мусора.
В долгосрочной перспективе.
- позволит: сохранить уникальный республиканский ландшафтный заказник «Бабиновичский»,
лесной массив на площади 10 тысяч 276 гектар;
-предотвратить гибель и исчезновение редких и исчезающих видов растений и животных, занесённых в Красную Книгу Республики Беларусь;
- обеспечить поступление в атмосферу 109 000 тонн кислорода ежегодно;
- поглотить из атмосферы 140 000 тонн углекислого газа ежегодно;
- задержать 350 000 тонн пыли и сажи ежегодно.
3.6.2 Социальный эффект:
В период реализации инициативы:
-Создана последовательная интегрированная в ежедневную деятельность система обучения воспитанников детского сада, учащихся школы, жителей экологическому воспитанию, эффективной утилизации отходов.
-Ежедневно в процессе обучения будут задействованы более 700 детей и 15 воспитателей и преподавателей.
- созданы 3 игровых информационно-обучающих площадки с различными элементами, оборудованы информационными материалами группы сада и помещение «Экологического» класса;
- обеспечено развитие инфраструктуры и повышения качества жизни населения благодаря устройству экологической тропы, привитие интереса к экологическому туризму и мониторингу;
- обеспечено привлечение более 2,5 тысяч человек для реализации инициативы, помощи, решения экологических задач.
Долгосрочный:
- в процессе реализации инициативы создано от 2 до 4 рабочих мест, путём развития образовательной сферы и кружковой работы в учреждениях образования Государственное учреждение образования «Добромыслинская средняя школа Лиозненского района» и Государственное учреждение образования «Добромыслинский ясли-сад «Ялинка» Лиозненского района»;
- обеспечено удовлетворение потребности населения в качественных и современных методах обучения экологическим аспектам;
- около 2500 станут соблюдать правила раздельного сбора мусора, эффективной его утилизации;
- получит развитие волонтёрского движения и участие граждан в реализации экологических инициатив, влияние на местах на имеющиеся проблемы.
3.6.3 Экономический эффект:
- получение дохода от предоставления туристических услуг субъектами малого бизнеса, индивидуальными предпринимателями, ремесленниками, предприятиями лесного хозяйства: около 1000 -1200 туристов и отдыхающих, в том числе 500-600 из стран Евросоюза. Примерная выручка от 70 до 100 000 долларов в год
- за год данный заказник обеспечит продукцию на экспорт в страны Евросоюза, внутреннего потребления до 50 000 килограмм ягод: клюквы, брусники, черники, малины, земляники; 10 тысяч килограмм грибов: лисичек, боровиков и т.д.; до 50 000 литров берёзового сока; сотни килограмм лекарственных трав и т.д. Примерная выручка 30 -50 тысяч долларов в год.
- создание возможностей для вовлечения в производство ранее неперерабатывавшихся отходов в размере 100 тонн в год, что приведет к увеличению прибыли предприятий на 80 000 рублей.
|
3.7 Наличие поддержки своим инициативам со стороны широкого круга партнеров, вовлеченность основных заинтересованных сторон в процесс реализации инициативы.
|
Местные органы управления и самоуправления, общественные организации, учреждения, граждане и жители района поддерживают реализацию местной инициативы. С целью осуществления эффективной поддержки управленческими решениями и достижения максимального эффекта в её реализации Лиозненский районный исполнительный комитет, Лиозненский районный Совет депутатов, Добромыслинский сельский исполнительный комитет, ГЛХУ «Лиозненский лесхоз» района объединили усилия, финансовые и административные и людские ресурсы и участвуют в осуществлении проекта в качестве партнёров. Одной из их главных задач является создание эффективной практико-ориентированной поэтапной интегрированной в ежедневную деятельность учреждений образования системы экологического обучения детей. Ведь именно в период 2-16 лет формируется устойчивая система ценностей и стереотипов поведения. Привлечение населения региона к разработке и реализации мер по эффективному управлению окружающей средой, бережному отношению к природе, мониторингу местным сообществом состояния лесов, почвы, воздуха. Будут приняты совместное решение районного исполнительного комитета и районного Совета депутатов, направленного на «Создание практико-ориентированного обучающего экологического центра в агрогородке Добромысли для сохранения уникального «Бабиновичского» заказника. На эти цели от проведения районного субботника и иных ассигнований (ещё одна форма вовлечения населения в решение вопросов реализации инициативы) будет направлено сумма, эквивалентная 7,5 тыс. долларов США). Все руководители района личным примером будут участвовать в возведении обучающих площадок, экологической тропы, уборке лесных насаждений от мусора. Под руководством Добромыслинского сельисполкома на местах пройдут субботники по приведению территории лесного массива возле аг. Добромысли в надлежащее состояние, уборку мусора и его вывоз, создание экологической тропы. Чем будет обеспечено вовлечение в процесс мероприятий практически 100% населения сельского Совета и 70% населения района населения района. В дальнейшем часть разработанного решения будет интегрирована в ежегодное решение райисполкома «О совершенствовании экологической безопасности» чем будет достигнута устойчивость результатов и продолжение деятельности. В процессе решения проблемы и реализации инициативы активное участие принимает депутатский корпус района, области. Профильные управления области и Министерства. Развитие инициативы, её реализация в иных административных единицах, в случае успешного выполнения, будет рассмотрена на выездном заседании комиссии по местному управлению и самоуправлению верхней палаты парламента Республики. Поддержку в выполнении мероприятий инициативы окажут волонтёры БРСМ, предприниматели региона.
|
3.8Инновационность мероприятий и/или подходов в рамках инициативы (опишите,вчем состоит новизна предлагаемых мероприятий и/или подходов)
|
Инновационность мероприятий и подходов в рамках местной инициативы состоит в том что, для решения экологических проблем района задействуется не только государственные структуры, а весь актив граждан, само общество, являющиеся жителями региона. В целях объединения усилий создаётся практико-ориентированный обучающий экологический центр Инициатива предполагает создание чёткой инновационной поэтапной практико-ориентированной системы обучения основам экологической безопасности воспитанников детских садов, учащихся школ и всех групп населения, эффективной утилизации отходов, недопустимости загрязнения экосистем. Т.е. обучение детей непрерывно происходит на протяжении 14-16 лет. Меняется только форма преподнесения информации. Если в детском саду – игра, визуализация, повторения действий воспитателя, то уже в «экологическом» классе – изучение, анализ, мониторинг окружающей среды, практическое участие в решении ряда экологических проблем. В том числе по предотвращению гибели лесных насаждений в «Бабиновичском» заказнике, исчезновению редких видов животных и птиц. Оказание системной безвозмездной помощи в мониторинге данного процесса. В последующем, пройдя такой курс обучения, человек уже во многом на подсознательном уровне будет осуществлять раздельный сбор отходов и мусора, его утилизацию, не станет вывозить его в лес и захламлять территорию, будет активно участвовать в поиске решений по защите природы, выработает нетерпимость к нарушениям экологического законодательства и будет проводить воспитательные профилактические беседы и работу. Это в свою позволит уменьшает затраты государства на создание системы обучения, уборку мусора из лесов, его системную и эффективную раздельную утилизацию и переработку, внося в развитие страны весомый экономический эффект. Вместе с тем ввиду долговременной системной работы, не предполагающей дополнительного финансирования, будет происходить снижение уровня загрязнения лесов иных экосистем, воздуха . Наличие студии производства видеороликов позволит предоставить продукт профилактической направленности, его презентацию общественности, влияние на сознание в плане повышения экологической культуры.
Привлечение волонтёрского движения «Доброе сердце» БРСМ и волонтёров к мероприятиям не предполагает дополнительных затрат на проведение информационно-профилактических мероприятий.
|
3.9 Потенциальный вклад конкретной инициативы в развитие приоритетных направлений в регионах. Основные результаты (изменения), которые будут достигнуты после реализации инициативы (опишите предполагаемые результаты – приведите количественные и качественные показатели, наличие вклада в развитие территории и др.)
|
Обеспечена сохранность одной из главной особенности региона – уникального «Бабиновичского» заказника. Сохранены самобытность и неповторимость края. Сохранена туристическая привлекательность района, созданы предпосылки по её развитию и позиционированию. В черте заказника и на прилегающей территории расположены первые стоянки людей эпохи неолита, имеются курганы древних захоронений. А аг. Бабиновичи проживала большая часть родственников знаменитого художника Марка Шагала. По рекам проходил путь движения малых судов из «Варяг в Греки». Поэтому важный вклад в экономическую составляющую региона сохранение этого уникально места. Развитие малых предприятий, частного бизнеса, ремесленнических мастерских, гостевых усадеб является неотъемлемой частью повышения спрса на интерес туристов и населения.
Эффективное, современное, обучение населения так же является приоритетным направлением развития. В особенности если это предполагает и развитие инфраструктуры населённых пунктов, как элемента образовательного процесса. Современные и обучающие площадки позволят не только организовать обучающий процесс, но и подарить детям счастливые мгновения и массу удовольствия. Счастье родителей и детей, обеспечение их достойной жизнедеятельности - одна из важнейших составляющих социальной политики как в районе, так и в государстве в целом.
Уборка лесных насаждений от мусора, его утилизация, обучение населения раздельному сбору – позволит не допустить дальнейшего захламления лесных угодий. Не допустить загрязнения атмосферы воздуха ввиду дымовыделения от сжигания отходов на несанкционированных свалках 1000-ми килограммов вредных веществ. Будет способствовать восстановлению популяции диких животных и редких видов растений, способствовать постоянной регенерации кислорода воздуха.
- создать систему экологического обучения и раздельного сбора мусора. Важно и то обстоятельство, что сохранят своё существование 11 видов растений и 11 видов птиц и животных занесённых в Красную Книгу Республики Беларусь. Обеспечено поступление в атмосферу 109 000 тонн кислорода, поглощению140 000 тонн углекислого газа, 350 000 тонн пыли ежегодно
350 000 тонн пыли и сажи ежегодно. Сохранение наших лесов и болот – сохранение «лёгких» планеты.
|
3.10 Устойчивость результатов
Устойчивость результатов будет обусловлено тем, что ежегодно на уровне районного исполнительного комитета, сельисполкома будут рассматриваться решения о деятельности практико-ориентированного обучающего экологического центра в агрогородке Добромысли, результатах работы, проблемных моментах, совершенствованию процесса обучения и мероприятий по защите лесных насаждений «Бабиновичского» заказника. В данном решении руководителям организаций будут даны чёткие задачи и поручения, направленные на совершенствование и поддержание инициативы. Вместе с тем реализация инициативы тесно увязана с деятельностью учреждений образования, ГЛХУ «Лиозненский лесхоз», где имеются должностные лица и будут дополнительно созданы рабочие места, в чьи задачи входит реализация процесса обучения и работы с детьми и населением региона. Таким образом вопрос дополнительное финансирование в дальнейшем на оплату труда персоналу не потребуется. А это один из основных факторов успеха. Вместе с тем, закупленное оборудование в соответствии с нормами будет передано на баланс организаций партнёров, размещено на участка и в помещениях под присмотром ответственных лиц и охраной, назначены ответственные лица за его исправное состояние. Бережное отношение к оборудованию и его готовность к применению на протяжении долго времени будет способствовать продолжительной реализации инициативы.
Ряд мероприятий практического характера по защите лесных насаждений заказника, установке феромоновых ловушек, мониторингу, анализу, ликвидации участков заражённого древостоя будут осуществлены учащимися школы в процессе обучения и ГЛХУ «Лиозненский лесхоз» согласно компетенции. Что тоже в дальнейшем не потребует дополнительных затрат.
В процесс реализации мероприятий будет на безвозмездной основе привлечены волонтёры и гражданское общество, что будет способствовать постоянному вниманию и помощи в решении отдельных задач.
Поддержание и развитие «экологической тропы» будет приоритетным направление сельисполкома, предприятия лесного хозяйства – как одной из достопримечательности региона, послужит стимулом развитие инфраструктуры в иных направлениях.
В процессе решения проблемы и реализации инициативы активное участие принимает депутатский корпус района, области. Профильные управления области и Министерства. Развитие инициативы, её реализация в иных административных единицах, в случае успешного выполнения, будет рассмотрена на выездном заседании комиссии по местному управлению и самоуправлению верхней палаты парламента Республики.
Данная схема взаимодействия субъектов и реализация подобных инициатив возможно во всех без исключения регионах, опираясь на «опыт» данного проекта и имеющихся ресурсах.
|
|