УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного
учреждения образования
«Добромыслинская средняя
школа Лиозненского района»
«____» сентября 2018 г.
|
ПРОЕКТ
«Школа – территория здоровья»
- Общие положения
Проект «Школа – территория здоровья» (далее – проект) разработан в целях реализации мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.03.2016 № 200.
Проект предусматривает реализацию структурированного
и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех участников образовательного процесса.
Среда учреждения образования рассматривается как важная область
для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.
2. Обоснование и актуальность реализации проекта
За последние десятилетия произошли значительные сдвиги
в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, ухудшением показателей физического развития, увеличением распространенности поведенческих факторов риска. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков приводят к таким негативным социальным последствиям, как неготовность к школьному обучению, ограничения в профессиональной пригодности и к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала, рождение нездорового потомства и др.
К основным школьно-обусловленным факторам риска ухудшения здоровья обучающихся относятся неполноценное питание, гипокинезия, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.
Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья обучающихся, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения. Эти психотравмирующие факторы в сочетании с компьютерной зависимостью, уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм.
Отмечается увеличение в динамике обучения частоты встречаемости функциональных отклонений сердечно-сосудистой и костно-мышечных систем, эндокринно-обменных расстройств, нарушений зрения, в основном миопии. Этот процесс только усугубляется к завершению обучения в школе.
Так, в процессе наблюдения за здоровьем обучающихся с 1-го класса к началу их обучения на IIступени отмечается снижение числа абсолютно здоровых детей в 1,5 раза, увеличение числа детей
с пониженной остротой зрения почти в 2 раза. Также, в соответствии
с проведенным анализом заболеваемости, отмечается, что у детей 6-9 лет по достижению ими возраста 10-13 лет увеличивается число случаев болезней эндокринной системы почти в 2 раза, системы кровообращения – в 2 раза, число детей с миопией увеличивается в 3 раза.
С поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз, уроки физического воспитания лишь
в малой степени компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.
Значимой причиной ухудшения состояния здоровья обучающихся является также несознательное и безответственное отношения к своему здоровью, что указывает на недостаточную эффективность гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей
и подростков умений и навыков здорового образа жизни.
Среди подростков в современных условиях нашли широкое распространение рисковые (протестные) формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.
Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья обучающихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и должна стать не менее приоритетной.
Очевидно, что возможности школ в деле сохранения и укрепления здоровьяобучающихся не ограничиваются введением в образовательную программу уроков, посвященных здоровому образу жизни. Учреждения образования обладают огромным потенциалом, который нужно стремиться реализовать в полном объеме. Мероприятия должны реализовываться без ущерба образовательному процессу.
Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все обучающиеся государственного учреждения образования «Добромыслинская средняя школа Лиозненского района»», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех.
Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.
3. Цели и задачи проекта
Основной целью проекта является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Проект предусматривает решение следующих основных задач:
ü объединение усилий учреждения здравоохранения «Добромыслинская сельская участковая больница» и государственного учреждения образования «Добромыслинская средняя школа Лиозненского района» в формировании у обучающихся приоритета ценности здорового образа жизни;
ü совершенствование здоровьесберегающих условий в школе;
ü развитие комплекса эффективных мер по сохранению
и укреплению здоровья обучающихся;
ü развитие системы мониторинга здоровья обучающихся;
ü профилактика школьно-обусловленных заболеваний;
ü повышение компетентности обучающихся в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
ü минимизация/исключение действия факторов, негативно влияющих на здоровье (табакокурение, употребление психоактивных веществ, игромания);
ü формирование у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни;
ü укрепление связей с родителями, активное их привлечение
к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
4. Участники проекта
ГУО «Добромыслинская средняя школа Лиозненского района» (администрация, учителя - предметники, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, обучающиеся, родители).
Сотрудники УЗ «Добромыслинская СУБ» (главный врач, врач-терапевт).
5. Сроки реализации проекта, структура
Сроки реализации проекта: 2018 –2021 гг.
Проект включает в себя: описательную часть проекта и перспективный план мероприятий.
6. Ожидаемые результаты от реализации проекта, индикаторные показатели
В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:
ü повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);
ü повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);
ü улучшения показателей здоровья;
ü снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;
ü снижение количества детей с избыточной массой тела;
ü отсутствие динамики распространенности школьно- обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);
ü увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных медицинских осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья;
ü индикаторами мониторинга состояния здоровья всех обучающихся будет служить оценка состояния здоровья обучающихся мониторинговых классов: I-й и V-й классы в 2018/2019учебном году, II-й и VI-й в 2019/2020 учебном году, III-й и VII-ой в 2020/2021 учебном году, т.е. одни и те же обучающиеся в течение их обучения на I и II ступени образования.
7. Оценка эффективности проекта
Эффективность проекта в целом оценивается по следующим критериям:
ü соответствие разработанного плана фактическому выполнению;
ü благоприятные изменения показателей здоровья;
ü соответствие показателей образовательной среды существующим нормам.
8. Перспективный план мероприятий
№ п/п
|
Содержание мероприятия
|
Срок исполнения
|
Исполнители
|
- Общие организационные мероприятия:
|
|
1.1.
|
Издание приказа о внедрении проекта
|
Сентябрь 2018
|
Атрощенко И.А.
|
1.2.
|
Создание межведомственной рабочей группы, в состав которой могут входить:
- заместители директора по УР и ВР;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- законные представители несовершеннолетних;
- обучающиеся;
- врач;
- назначение координатора группы.
|
Сентябрь 2018
|
Атрощенко И.А.
|
1.3.
|
Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта
|
Сентябрь 2018
|
Воронцова Т.Л.
Менжинская В.А
|
1.4.
|
Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в его рамках
|
Сентябрь 2018 и далее постоянно
|
Менжинская В.А.
|
1.5.
|
Ознакомление всех педагогических работников учреждения, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, педсоветов
|
Сентябрь 2018
|
Администрация учреждения
|
1.6.
|
Проведение соцопроса обучающихся и их родителей по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе
|
Сентябрь 2018,
май 2019
|
Воронцова Т.Л.
Менжинская В.А
|
1.7.
|
Проведение анкетирования:
- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;
- по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья
|
Ежегодно в
апреле
|
Менжинская В.А.
|
2. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся
|
2.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач
|
|
Содержание, мероприятия, ориентировочная стоимость внедрения
|
|
|
2.1.1.
|
Вырезка старых деревьев на территории школы
|
Октябрь – август 2018, 2019 год
|
Атрощенко И.А.
Коновалова Н.А.
|
2.1.2.
|
Оборудование велопарковки на территории учреждения образования
|
апрель 2019 г.
|
Коновалова Н.А.
|
2.1.3.
|
Модернизация беговой дорожки, установка универсальной площадки для игровых видов спорта (волейбол, баскетбол, мини-футбол)
|
2020 г.
|
Атрощенко И.А.
Коновалова Н.В.
|
2.1.4.
|
Оснащение учебных помещений современной ученической мебелью
|
2018-2020 г.
|
Атрощенко И.А.
Коновалова Н.В.
|
2.1.5.
|
Оборудование зон активного отдыха в рекреациях учреждения
|
2018-2020 г.
|
Атрощенко И.А.
Коновалова Н.А.
|
2.1.6.
|
Приобретение и установка кулеров для воды
|
2018-2020 г.
|
Атрощенко И.А.
Коновалова Н.А.
|
2.1.8.
|
Переоборудование на территории учреждения игровой зоны для семейного отдыха и для летнего оздоровления
|
2020 г.
|
Атрощенко И.А.
Коновалова Н.А.
|
2.1.9
|
Приобретение шагомеров в количестве 3-5 шт. для определения объема двигательной активности обучающихся
|
До мая 2019
|
Атрощенко И.А.
|
2.1.10
|
Нанесение на ступеньки лестниц текста о принципах здорового образа жизни и т.п.
|
2019 г.
|
Коновалова Н.В.
Менжинская В.А.
|
2.1.11
|
Разметка территории школы для подвижных игр («классики»)
|
Май 2019 г.
|
Коновалова Н.В.
|
2.1.12
|
В каждом классе обеспечить наличие схем зрительно-двигательных траекторий на стене (офтальмотренажеры)
|
Сентябрь 2019
|
Классные руководители
|
2.1.13
|
Оформление учебных кабинетов начальных классов плакатом «Сиди правильно»
|
Сентябрь 2019
|
Классные руководители
|
2.1.14
|
Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения
|
постоянно
|
Воронцова Т.Л.
Менжинская В.А.
|
2.1.15
|
Замена старых окон на 2 и3 этажах здания на современные стеклопакеты
|
2019 г.
|
Атрощенко И.А.
Коновалова Н.А.
|
2.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
|
2.2.1.
|
Проведение ежегодных медосмотров обучающихся, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья
|
Ежегодно
|
Добромыслинская СУБ
|
2.2.2.
|
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса
|
В течение проекта
|
Педагогические работники учреждения
|
2.2.3.
|
Грамотная организация образовательного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продлённого дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др)
|
Август 2018 и далее ежегодно
|
Администрация, учителя-предметники
|
2.2.4.
|
Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школьных помещениях: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование школьных помещений
|
Август 2018 и далее ежегодно
|
Атрощенко И.А.
Коновалова Н.А.
|
2.2.5.
|
Проведение на базе школы спортивных праздников, конкурсов, викторин, конференций, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни и профилактике вредных зависимостей с активным привлечением родителей учащихся
|
В течение учебного года
|
Менжинская В.А.
|
2.2.6.
|
Проведение «Дней здоровья»
|
В течение учебного года
|
Менжинская В.А.
|
2.2.7.
|
Продолжение использования методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки
|
В течение проекта
|
Педагогические работники,
законные представители обучающихся
|
2.2.8.
|
Проведение оздоровительных мероприятий: физкультминутки, динамические паузы)
|
В течение проекта
Ежедневно
|
Педагогические работники
|
2.2.9.
|
Оказание психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности
|
В течение проекта
|
Корчагина А.С..
|
2.2.10
|
Организовать на базе школы беседы по профилактике сколиоза, плоскостопия, миопии, ожирения)
|
С декабря 2018 года
|
Добромыслинская СУБ
|
2.2.11
|
Организация и проведение гигиенического обучения и воспитания педагогов, родителей и обучающихся
|
В течение учебного года
|
Администрация учреждения, педагогические работники, медицинский работник
|
2.2.12
|
Соблюдение санитарно – гигиенических норм согласно СанпПИНам (генеральные уборки, питьевой режим, витаминизированное питание, контроль за меню)
|
ежедневно
|
Администрация, мед работник
|
2.2.13
|
Обеспечение контроля со стороны классных руководителей по недопущению использования мобильных телефонов, планшетов для выхода в интернет и игры учащимися начальных классов на переменах
|
С сентября 2018 года и далее постоянно
|
Администрация учреждения,
классные руководители
|
2.2.14
|
Обеспечение контроля за выполнением запрета курения табака в здании учреждения и на ее территории
|
Постоянно
|
Воронцова Т.Л
Менжинская В.А.
|
2.2.15
|
Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни
|
В течение учебного года
|
Воронцова Т.Л
Менжинская В.А
|
2.3. Мероприятия по улучшению питания обучающихся:
|
2.3.1
|
Контроль за организацией горячего питания
|
В течение учебного года
|
Менжинская В.А
мед работник
|
2.3.2.
|
Проведение цикла бесед и разработка рекомендаций по основам правильного питания для учащихся и родителей.
|
Октябрь, март ежегодно
|
Менжинская В.А.
Добромыслинская СУБ
|
2.3.3.
|
Проведение праздников, конкурсов, викторин, конференций по вопросам здорового питания
|
В течение проекта
|
Кл. руководители
|
2.4. Дополнительные мероприятия, проводимые в мониторинговых классах. Анализ динамики состояния здоровья обучающихся в процессе обучения
|
2.4.1.
|
Проведение ежегодных медосмотров обучающихся с организацией выездов специалистов в школу в соответствии с разработанным графиком, составление карточек здоровья на каждого обучающего
|
Сентябрь 2018 и далее ежегодно
|
Менжинская В.А
Добромыслинская СУБ
|
2.4.2.
|
Проведение контрольного взвешивания ученических ранцев (рюкзаков) с фиксацией измерений
|
1 раз в четверть
|
Классные руководители
|
2.4.3.
|
Определение объема двигательной активности с помощью шагомеров
|
1 раз в четверть
|
Классные руководители
|
2.4.4.
|
Мониторинг состояния здоровья обучающихся по состоянию на начало учебного года: составление итогового отчета по заболеваниям, группам здоровья; выделение «группы риска» (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием)
|
Ежегодно:
январь, сентябрь
|
Менжинская В.А.
СУБ
|
2.5. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий
|
2.5.1.
|
Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий
|
Ежегодно в июне
|
Администрация
СУБ
|
2.5.2.
|
Видеопрезентация проведенных в течение учебного года мероприятий
|
Ежегодно в июне
|
Администрация
|
Показатели эффективности реализации проекта:
- не менее 50 % учащихся включены в деятельность спортивных секций;
- более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ
- повышение уровеня мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;
- положительная динамика здоровья учащихся за три года;
- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);
- степень удовлетворенности школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья;
- последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения;
- наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды:
- отсутствие перегрузок;
- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).
- повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий;
- наличие рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;
Формы предоставления результатов:
- Публичные отчеты рабочей группы (промежуточный, итоговый).
- Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
- Фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях
- Специальная страница на сайте школы
СОГЛАСОВАНО
Главный врач
УЗ «Добромыслинская СУБ»
_____________ О.Г.Терешкова
«____»_______________ 2018 г.
раскрыть » / « свернуть