ГУО «Лиозненский социально-педагогический центр»
Подготовлено: заместителем директора
по основной деятельности-
заведующим детского социального приюта
Яковицкой-Лазуко О.В.
«Профилактика буллинга в классе»
Цель: информирование педагогического коллектива о проблеме буллинга среди детей, профилактика буллинга в классе, учреждении образования
Аудитория: педагоги, классные руководители
Буллинг - систематическое злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления (Ригби, Росс, Смит).
По определению И.С. Кона, буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [5].
Можно выделить некоторые особенности буллинга:
1) буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой - пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;
2) буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает
здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;
5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить. Он всегда носит систематический характер.
ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА.
• Ученик на всех переменах один.
• Он всегда один выполняет задания в малых группах.
• Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.
• Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая.
• Стал хуже учиться.
• Стал хуже себя чувствовать (психосоматика).
• С кем-то из учеников никто не хочет сидеть.
• Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают, чувствуется агрессия.
• Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе.
• Старшеклассники суетятся возле туалетов младших классов.
• В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого.
•Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону.
• Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться. Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды
И т.д
Наиболее распространенные акты буллинга:
• негативные разговоры о ком-то за его спиной;
• распространение слухов и лживых сведений;
• обзывание и придумывание обидных прозвищ;
• выставление в смешном виде;
• унижающие и обесценивающие взгляды и жесты;
• передразнивание;
• объявление глупым («дураком»);
• непозволение сказать свое слово, ответить;
• изоляция от остального классного сообщества (бойкот);
• отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды;
• необоснованные обвинения;
• пинки, удары;
• шантаж, вымогательство;
• сексуальные домогательства;
Прямой, активный буллинг
Основные действия:
• дразнить
• угрожать
обесценивать
• оскорблять
• унижать
• компрометировать
• преследовать, причинять неприятности, мучить
Непрямой, пассивный буллинг
Основные действия:
• изолировать
• вредить репутации
• распространять слухи
• отбирать личные вещи и портить их
Особо жестокий буллинг
• Физическое насилие, заставляющее жертву страдать.
• Деяния, граничащие с уголовно наказуемыми
ВЫЯВЛЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА БУЛЛИНГА
Первичные признаки:
Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере: его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.
Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере
Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить.
Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).
Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят.
У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.).
Вторичные признаки:
Ребенок часто проводит время в одиночестве и исключен из компании сверстников во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе.
В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.
Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.
Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.
У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.
Не дают списать, не подсказывают, не спрашивает тему урока, домашнее задание.
Дома
Первичные признаки:
Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями.
У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины, или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п…). 17
Вторичные признаки:
Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников или очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время.
Нет ни одного друга, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.).
Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет придти).
Боятся или не хотят идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит,
частые головные боли, боли в желудке, расстройство.
Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.
Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.
Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость.
Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки.
Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»).
ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ШКОЛЕ.
Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где учитель в курсе классных событий.
При этом неважно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников.
Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии. •
Помогают совместно созданные правила группы.
Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными.
Класс и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.
Если что-то испортило репутацию ребёнка, педагогу нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете..
Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.
Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.
Не допускать при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка.
Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену.
Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы не почувствовали не востребованными.
Нельзя сравнивать способности между детьми.
Проводить упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять за себя.
Организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия в кружках, секциях).
Организовать дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (наркотики, насилие),
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА СЛУЧАЙ БУЛЛИНГА В ИХ АДРЕС
Дети должны уметь и быть готовы:
рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.;
вести себя уверенно, быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне);
искать друзей среди сверстников и одноклассников;
избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;
если требуется, методично и последовательно заниматься восстановлением самооценки с помощью специалиста;
не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;
учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии.
Неэффективные методы преодоления буллинга (что не надо делать):
Перекладывать всю ответственность на психолога;
Переадресовать проблему родителям;
Проводить единовременные и краткосрочные мероприятия, акции;
Отправлять участников (жертву и бeллера) к директору, требовать от буллера извинений;
Рекомендовать жертве не обращать внимания;
Эффективные методы включают:
Влияние на агрессора извне. После 12 лет у ребенка уже сформированы моральные убеждения, поэтому изменить их будет не так просто. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит референтная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение
Разговор с детьми младшего школьного возраста.
До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и собственное негативное отношение к происходящему.
Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла
Действия учителей
Не игнорировать, не преуменьшать значение. Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.
Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
Пригласить родителей для беседы. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
Программа шефства: система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев буллинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
Прямота. Называем проблему своим именем - это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля - это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду
Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
раскрыть » / « свернуть